Скачать 123.63 Kb.
|
Конспект урока для 8 класса на тему «Вредные привычки и их влияние на здоровье» Аттестуемый педагог (ФИО) Кибальников Николай Александрович Предмет Основы безопасности жизнедеятельности Класс _8_ Тема урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье» Место урока: шестой урок в теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» Тип урока: комбинированный Цель урока : создать условия для осознания и осмысления обучающимися блока новой учебной информации о вредных привычках и их влиянии на здоровье. Задачи урока. Дидактические: познакомить обучающихся с определением понятия «вредные привычки», описать процесс формирования вредных привычек. Учащиеся должны знать о последствиях курения, алкоголизма, наркомании. Знать о том, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению. Развивающие: продолжить формирование коммуникативных навыков, умений выражать свои мысли. Развитие монологической речи, навыков взаимопроверки. Продолжить развивать умения слушать, выделять главное, отвечать на проблемные вопросы. Развивать познавательный интерес к предмету посредством дополнительных сведений. Создать условия для формирования коммуникативных компетентностей посредством: групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки. Воспитательные: создать условия для усвоения морально – этических норм, обеспечивающих личностный моральный выбор (культура здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков), а так же продолжать формирование сознания необходимости сохранения собственного здоровья, понимания несовместимости принятия алкоголя и здорового образа жизни. Методы и приемы:
Ход урока: 1.Организационный момент. Приветствие. Повторение пройденного материала.
2.Сообщение темы и цели урока. Тема урока «Вредные привычки и их влияние на здоровье». Цель урока: сегодня вы узнаете особенности формирования и последствия влияния вредных привычек на организм человека, узнаете, что вредные привычки приравниваются к заболеваниям и трудно поддаются лечению. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Рассказ учителя: Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству. Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков. К вредным привычкам обычно относят те их них, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека. В первую очередь, - это курение, алкоголь, наркомания и токсикомания. Иногда приобщение к употреблению вредных веществ – это неосознанное подражание окружающим ребенка взрослым. В ряде случаев приобщение происходит из-за слабой воли и боязни уронить свой авторитет в глазах одноклассников. Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика. Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика. Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. Если в семье курят оба родителя, то дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год. Жены курильщиков живут на 4 года меньше, чем жены некурящих мужчин. Некурящему достаточно 1 час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете. Показ опыта “Аппарат вредных привычек” Задача: продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в легкие и последствия табачного дыма на легкие человека. Необходимо: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички. Опыт: вставить сигарету в проделанное отверстие в крышке, сжав бутылку, выдавить из нее воздух, зажечь сигарету, медленно ослабляя давление на бутылку производить курение аппаратом. Выводы: при осмотре ваты внутри бутылки определить ее цвет и отложение на ней табачного дегтя и какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность легких. Алкоголиком может стать каждый при систематическом употреблении спиртных напитков, в том числе и пива. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом. Мозг. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. Кишечник. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика. Печень. Учитывая, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени, ясно, что этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного. Поджелудочная железа. Больные, страдающие алкоголизмом, в 10 раз больше подвержены вероятности заболеть диабетом. Кожа. Пьющий человек почти всегда выглядит старше своих лет: его кожа очень скоро теряет свою эластичность и стареет раньше времени. Позитивная оценка деятельности учащихся. Проверка степени понимания. Игра – тест «В мире мудрых мыслей...» 1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь. 2. Начинается пьянство с легкомыслия. 3. Без ума пьет - без угла живет. 4. Водка и труд рядом не идут. 5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки. 6. Веселая голова живет спустя рукава. 7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки. 8. Пей за столом, а не пей за столбом. 9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы. 10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез. 11. Водка белая, но красит нос и чернит душу. 12. Когда вино входит – тайна выходит. 13. Вино веселит, да от вина голова болит. 14. Водку пить – ум топить. 15. Счастлив тот, кто вина не пьет. 16. Вино веселит сердце, да человека губит. 17. Не упивайся вином – будешь крепче умом. 18. Как хватил через край, так все пропадай. 19. Дали вина – так и стал без ума. 20. Пьяному море по колено, а лужи по уши. 21. Пей, да дело разумей. 22. Работа денежку копит, а хмель ее топит. 23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато. 24. Вечером пьяница, утром лентяй. Задание: самостоятельно работая с карточкой, все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
Проверка – в паре. Шкала перевода баллов в оценку: 24-20 баллов – “5”; 19-15 баллов – “4”; 14-10 баллов – “3” Влияние наркотиков на организм. Влияние наркотиков на дыхание. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию). Наркоманы также чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков. Смерть наступает уже через 5 минут после внутривенного введения наркотика. Помощь обычно не могут и не успевают оказать. Влияние наркотиков на сердечнососудистую систему. Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не добавляют радостей в жизни. Влияние наркотиков на систему пищеварения. . У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствия от пищи. Обычно наркоманы имеют дефицит веса. Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой. Возникают запоры на 5-10 дней. Каловые массы задерживаются в кишечнике на 10 дней. Процессы гниения и разложения в кишечнике все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель. У наркоманов всегда плохой цвет и запах кожи. В палатах с наркоманами стоит неприятный специфический запах. Влияние наркотиков на репродуктивную систему. По многим механизмам при наркоманиях угнетаются половые потребности и возможности. У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами. Наркоманы очень часто заражаются гепатитом и ВИЧ. Наркоманы живут в среднем 5 лет — Меньше чем больные ВИЧ-инфекцией и раком. Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от наркотических веществ, может быть, потому, что в первый раз постеснялись отказаться от пробы наркотика. Воспитайте в себе твердость при отказе попробовать наркотическое вещество, кто бы вам его не предлагал. 3. Закрепление учебного материала Фронтальный опрос:
4. Этап обобщения. Итоги урока. Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?
Выставление оценок, выявление наиболее активных учащихся. Сообщение домашнего задания. Домашнее задание: 1 уровень - спросите у ваших родных и близких, как они понимают ответственность и нарисуйте человека до и после появления зависимости от вредных привычек. 2 уровень - если у вас сформировалось твёрдое и однозначное желание не попасть в наркотическую зависимость, какие бы вы внесли изменения в свой образ жизни? Сформулируйте их, запишите в тетрадь и постарайтесь следовать им. Благодарность за урок. Ф.И. ученика_______________________ Задание: самостоятельно работая с карточкой, все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь. 2. Начинается пьянство с легкомыслия. 3. Без ума пьет - без угла живет. 4. Водка и труд рядом не идут. 5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки. 6. Веселая голова живет спустя рукава. 7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки. 8. Пей за столом, а не пей за столбом. 9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы. 10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез. 11. Водка белая, но красит нос и чернит душу. 12. Когда вино входит – тайна выходит. 13. Вино веселит, да от вина голова болит. 14. Водку пить – ум топить. 15. Счастлив тот, кто вина не пьет. 16. Вино веселит сердце, да человека губит. 17. Не упивайся вином – будешь крепче умом. 18. Как хватил через край, так все пропадай. 19. Дали вина – так и стал без ума. 20. Пьяному море по колено, а лужи по уши. 21. Пей, да дело разумей. 22. Работа денежку копит, а хмель ее топит. 23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато. 24. Вечером пьяница, утром лентяй. Для проверки своей работы поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Ключ – в презентации. Шкала перевода баллов в оценку: 24-20 баллов – “5”; 19-15 баллов – “4”; 14-10 баллов – “3” Имейте в виду, что полученная оценка – это не отметка за работу на уроке, но учитель примет ее во внимание при вашем оценивании! ________________________________________________________________________________________________________ Ф.И. ученика_______________________ Задание: самостоятельно работая с карточкой, все пословицы, цитаты разделить по пяти разделам:
1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь. 2. Начинается пьянство с легкомыслия. 3. Без ума пьет - без угла живет. 4. Водка и труд рядом не идут. 5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки. 6. Веселая голова живет спустя рукава. 7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки. 8. Пей за столом, а не пей за столбом. 9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы. 10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез. 11. Водка белая, но красит нос и чернит душу. 12. Когда вино входит – тайна выходит. 13. Вино веселит, да от вина голова болит. 14. Водку пить – ум топить. 15. Счастлив тот, кто вина не пьет. 16. Вино веселит сердце, да человека губит. 17. Не упивайся вином – будешь крепче умом. 18. Как хватил через край, так все пропадай. 19. Дали вина – так и стал без ума. 20. Пьяному море по колено, а лужи по уши. 21. Пей, да дело разумей. 22. Работа денежку копит, а хмель ее топит. 23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато. 24. Вечером пьяница, утром лентяй. Для проверки своей работы поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Ключ – в презентации. Шкала перевода баллов в оценку: 24-20 баллов – “5”; 19-15 баллов – “4”; 14-10 баллов – “3” Имейте в виду, что полученная оценка – это не отметка за работу на уроке, но учитель примет ее во внимание при вашем оценивании! |
![]() | На тему : Вредные привычки, их влияние на здоровье (курение, алкоголь, наркотики) | ![]() | ... |
![]() | Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков. Классный час для школьников 5-х классов | ![]() | Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье» |
![]() | Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная | ![]() | Создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека... |
![]() | Цель урока: Систематизировать знания учащихся о здоровье человека и факторах, на него влияющих. Повысить уровень информированности... | ![]() | Учитель. Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье?... |
![]() | «Здоровье» и лексико-семантической группы «Болеть»; совершенствовать навыки составления монологических текстов; развивать навыки... | ![]() | Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух. Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости,... |