Скачать 128.96 Kb.
|
Урок — ролевая игра в 8 классе "Кровь людская — не водица" Дата проведения: 22.01.2014г. Задачи: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Кровь». Способствовать формированию ЗОЖ, сохранению физического и нравственного здоровья, практическому применению знаний в повседневной жизни. Действующие лица Руководитель симпозиума (ведущий) Врач-гематолог. Иммунолог. Фитотерапевт. Эколог Лаборант Студенты – медики (учащиеся класса) Оборудование: портрет И.И.Мечникова; рисунки «Состав крови», «Фагоцитоз»; схема «Иммунитет»; термины: кровь, плазма, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты; диаграмма «Группа крови»; синквейн на тему «Кровь»; лекарственные препараты. Ход урока Ведущий: Кровь – это удивительная жидкость! С древних времен ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Сегодня в работе нашего симпозиума принимают участие ведущие специалисты, профессиональная деятельность которых так или иначе связана с кровью (под аплодисменты): врач-гематолог (специалист по крови), иммунолог (врач, занимающий проблемами иммунной системы), фитотерапевт (терапевт, применяющий при лечении заболеваний природные ресурсы), эколог, лаборант. Также учащиеся 8 класса («студенты-медики»), которым не безразлично здоровье своего организма. Кровь – кто она, такая известная и такая загадочная? Врач-гематолог: Кровь – это жидкая соединительная ткань, которой в организме около 5 литров. Она состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов – красных кровяных клеток; лейкоцитов – белых клеток и тромбоцитов – кровяных пластинок. Плазма на 90% состоит из воды, а по содержанию солей близка к морской воде. Кроме этого присутствуют белки и другие органические вещества: углеводы, жиры, гормоны, витамины, ферменты. Эритроциты – это высокоспецифические клетки крови, содержащие гемоглобин. Они лишены ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. Функция эритроцитов – перенос кислорода и углекислого газа. В 1 кубическом мм крови в норме их содержится от 3,5 до 5 млн., причем у мужчин их больше, чем у женщин, так как мужские гормоны стимулируют образование эритроцитов. Лейкоциты – это клетки шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебовидному движению. Их главная функция – защитная. В 1 кубическом мм крови их в норме от 4 до 9 тысяч. Тромбоциты – клетки округлые или овальные, лишены ядра, участвуют в свертывании крови. В 1 кубическом мм крови их от 200 до 400 тысяч. Все клетки крови образуются в красном костном мозге. Постоянство состава крови обеспечивает гипофиз и гипоталамус. Ведущий: Однажды мне посчастливилось с друзьями побывать в Альпах. Я обратила внимание на то, что, будучи вполне здоровыми, мы ощутили на высоте нехватку кислорода. В то же время жители гор этого не испытывают. В чем дело? Врач-гематолог: Мы уже знаем, что эритроциты переносят кислород. В горах парциальное давление его ниже, чем на равнине, поэтому жители равнин испытывают недостаток в кислороде. Горные жители прекрасно чувствуют себя, так как в их крови больше эритроцитов. Ведущий: Мы знаем, что кровь – это жидкая соединительная ткань. Но в случае пореза она превращается в сгусток. Как это происходит? Врач-гематолог: Для свертывания крови необходимы соли кальция, белок фибриноген и тромбоциты. При повреждении сосуда тромбоциты активизируются, становятся шаровидными, слипаются друг с другом и прилипают к стенкам сосуда. Образующийся тромб восстанавливает целостность поврежденного сосуда. Но бывают случаи, когда кровь не сворачивается. Речь идет о наследственном заболевании гемофилии. Могу привести пример: царевич Алексей – сын царя Николая 2 страдал гемофилией. В противовес этому заболеванию есть другое – тромбоз. Ведущий: Спасибо большое врачу-гематологу. Ведущий: В последнее время мы все чаще слышим: ослабленный иммунитет, аллергия на пищу, пыль, лекарство. Что это за иммунитет, который обеспечивает защиту нашему организму и почему его связывают с кровью? Иммунолог: Иммунитет – это комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных бактерий, вирусов, инородных тел и веществ. Результатом этой реакции является невосприимчивость организма к повторному воздействию того же чужеродного агента. Иммунитет бывает естественный или врожденный и приобретенный (после перенесенного заболевания). Кроме естественного есть искусственный иммунитет. Он бывает активный (после прививки) и пассивный (после введения сыворотки с готовыми антителами). Ведущий: Кстати, о прививках. Есть мнение, что они опасны и после них дети становятся даже инвалидами. Иммунолог: Мне такие случаи неизвестны, но я твердо уверена в том, что прививки спасли человечество от многих опасных заболеваний: оспа, чума, холера и другие. В последние годы населению делают прививки от гепатита В и С, вирусы которых поражают клетки печени. Ученик: Я хочу задать вопрос иммунологу: какие клетки крови участвуют в защите нашего организма? Иммунолог: Этими клетками являются лейкоциты и лимфоциты. Лейкоциты, поглощают и переваривают микробы или чужеродные вещества, их И.И.Мечников назвал фагоцитами. Среди лимфоцитов имеются Т и Б клетки. Т - клетки находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами, выделяют особые вещества, вызывающие их гибель. Б - клетки образуют антитела, делающие бактерии беззащитными против фагоцитов. Ведущий: Чумой 20 века является СПИД, который вызывается ВИЧ-вирусом. Каковы симптомы этого заболевания? Иммунолог: Впервые случай смертоносного заболевания был отмечен в 1979 г. в Нью-Йорке (США). Инкубационный период его составляет 10-15 и более лет. Если человек принимал антивирусные средства, то период может продлиться до 60 лет. СПИД сопровождается потерей массы тела, усталостью, увеличением лимфоузлов, повышением температуры тела и даже повреждением клеток мозга. Ведущий: Многие люди, случайно узнав, что человек ВИЧ-инфицирован или больной СПИДом, хотя это врачебная тайна, боятся с ним общаться. Оправдана ли эта боязнь? Ученики Ведущий: А что нам скажет эколог о причинах ослабления нашего организма. Эколог: Я думаю, что не последнюю роль в ослаблении иммунитета играет состояние окружающей среды. Это: недостаточное содержание кислорода в регионе, особенно в зимний период; загрязнённость территорий отходами человеческой деятельности; некачественная вода и продукты питания; слабое озеленение населённых пунктов. Приведу несколько примеров отрицательного воздействия на организм вредных веществ: соединение свинца (их много в выхлопных газах автомобилей) нарушают химические реакции образования гемоглобина; бензол повреждает костный мозг, при этом нарушаются функции кроветворения и со временем может развиться рак крови; опасными экологическими факторами можно считать табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. Алкоголь способствует образованию тромб в сосудах , что приводит к инсультам и инфарктам. Ведущий: С годами в крови человека накапливается много вредных веществ. Как очистить свою кровь? Я думаю, что лучше всего на этот вопрос ответит фитотерапевт. Фитотерапевт: Я дам несколько советов, которые помогут вам очистить и оздоровить кровь. Это препараты на основе трав: «Чистые сосуды» и «Капиллар» , которые очищают кровь от тромбов. Хорошо чистят отвар крапивы двудомной, чеснок и препараты на его основе. Сок свеклы вместе с морковным очищают кровь от шлаков. Отвар плодов шиповника можно использовать при анемии и гемофилии. Зеленые яблоки, белокочанная капуста, сок черники повышают содержание гемоглобина и, следовательно, хороши при анемии. И это далеко не полный перечень рецептов. Рекомендую литературу об использовании растений при лечении некоторых заболеваний крови. Ведущий: В одной из книг я прочитала интересный факт, связанный с кровью. Папа римский Иннокентий 8, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей. Он считал, что после этого его организм омолодится. Но результат для Папы оказался печален. Почему? Врач-гематолог: Потому что в то время не знали о группах крови, резус-факторе. К решению вопроса о переливании крови учёные шли очень длинным путём. В 1900 году чешский учёный Ян Янский открыл 4 группу. Каждый современный человек должен знать свою группу крови и резус - фактор. Группа крови передается от родителей и не меняется в течение всей жизни человека. Но не всегда ребёнок наследует группу крови родителей. Например, если один из родителей имеет 1 группу, а другой – 4 группу, то ребенок может иметь 2 или 3 группу. Ведущий: Предлагаю небольшое задание: зная свою группу крови, определите, кому вы можете отдать свою и чью кровь можете принять. Кто универсальный донор, а кто-реципиент? (написать на листках свою группу крови и резус-фактор) Слово для доклада «Анализ крови» предоставляется лаборанту Анализ крови (Слайд 11,12,13,14,15) Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований. При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель. При наличии воспаления в организме: СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов. Лаборант предлагает участникам сравнить данные анализов пациентов с нормой и ответить на вопрос: болен пациент или нет, и по возможности поставить предварительный диагноз. Примерные ответы. (Данные 1 анализа крови соответствуют норме и пациент абсолютно здоров). (В анализе втором СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс). (Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия) Лаборант делает выводы о правильности поставленных диагнозов. Руководитель симпозиума (учитель) предлагает участникам конференции решить познавательные задачи. Задачи и варианты ответов Задача 1 (Слайд 16) Человек заболел. По характеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного? (Ответ: анализ крови показывает у больного повышенное содержание лейкоцитов, что является одним из дополнительных факторов в пользу проведения операции.) Задача 2 (Слайд 17) В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему? (Ответ: по характеру кровотечения можно говорить о повреждении артерии; при этом следует наложить жгут выше раны, сделать стерильную давящую повязку и вызвать «скорую помощь».) Задача 3 (Слайд 18) Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? (Ответ: в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта; кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина, и, если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.) Задача 4 (Слайд 19) У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия, малокровие, что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов, находящихся на столе? (На столе лежат таблетки бронхикум, анальгин, витамины «Ревит», гематоген, яблоки, гранаты и помидоры.) (Ответ: дается характеристика каждому лекарственному препарату: бронхикум—лекарство от кашля, анальгин — обезболивающий препарат, ревит — витамины; для повышения гемоглобина - гематоген, а также яблоки и гранаты) Задача 5 (Слайд 20) У человека цвет крови — красный, у головоногих моллюсков — голубой. Объясните причину столь разной окраски крови. (Ответ: у головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета — гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.) Задача 6 (Слайд 21) Свертывание крови защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей? (Ответ: тромбы — причина таких тяжелых заболеваний, как инсульт— тромбоз, закупорка сосудов мозга, инфаркт — тромбоз венечных сосудов сердца, при которых происходит нарушение кровоснабжения жизненно важных органов.) Руководитель симпозиума (учитель) предлагает познакомиться с интересными фактами, собранными «студентами-медиками».
Игра «Определи слово» Любой желающий ученик садится на стул лицом к классу, спиной к доске на которой учитель записывает слово – термин. Класс видит это слово, а сидящий – нет. Задача сводится к тому, чтобы определить, что написано с помощью вопросов задаваемых классу, на которые можно ответить «да» или «нет». Можно задавать, например, пять вопросов, чем раньше догадался, тем лучше. Руководитель симпозиума (учитель). При подведении итогов проведенного симпозиума дети делают выводы. Выставление оценок за урок. Выводы: 1.Благодаря тому, что кровь разносит кислород, питательные вещества, а также удаляет продукты обмена, защищает наш организм от микроорганизмов и т.д, этим обеспечивается нормальная жизнедеятельность организма. 2. Успешные переливания крови ежедневно, спасают тысячи жизней, возвращают здоровье больным. 3. Анализ крови является показателем здоровья, поэтому изменения происходящие в крови, отражают изменения, происходящие в целом организме. Мы сегодня еще раз подтвердили, что кровь является носительницей жизни) Ведущий: И как резюме сегодняшней нашей дискуссии предлагаю всем участникам составить синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк и включающее большую информацию. 1 строка – название синквейна – кровь. 2 строка – два прилагательных: жидкая, красная. 3 строка – три глагола: переносит, защищает, объединяет. 4 строка – фраза на тему синквейна: осуществляет гуморальную регуляцию. 5 строка – существительное: сосуды. Поэтическое заключение: Кто не знает с рождения, Что есть в нашем теле Жизнь, дающая человеку вновь? Днем и ночью течет по сосудам Не просто - водица , А бесценная красная кровь! Используемая литература: Учебник для учащихся 8 класса «Биология. Человек» под редакцией Н.И.Сонина. Газета «Здоровье» - приложение к «А и Ф». Материал из журнала «Здоровье». «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» под редакцией И.Д.Зверева – пособие для учащихся. |
![]() | Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «центр образования «ступени» | ![]() | Тема урока: Химические методы определения качества пищевых продуктов: молоко и молочные продукты, /ролевая игра |
![]() | Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения... | ![]() | Методический материал: анкета «Курение и здоровье», электронные таблицы «Органы-мишени поражения табачным дымом» и «Что происходит... |
![]() | ... | ![]() | Муниципальное бюджетное учреждение гимназия №48 г о. Тольятти Самарской области индекс 445036, г о. Тольятти. Самарской области,... |
![]() | «Витавести», приемы: «Кроссворд», «Ассоциативный куст», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Ролевая игра». Мультимедийная... | ![]() | Урок подготовила учитель моу «Умыганская сош» Куликова Н. С. первая квалификационная категория |
![]() | «Живой урок» и анализа причинно-следственных связей между работой желез внутренней и смешанной секреции и заболеваниями, связанными... | ![]() | Учитель. Сегодня ребята, мы проведём с вами необычный урок. У нашего урока две темы: «Решение задач на проценты» и «Прежде чем закурить... |