Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии»






НазваниеУчебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии»
страница1/6
Дата публикации03.09.2017
Размер1 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
d.120-bal.ru > Водные виды спорта > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)


«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





СОГЛАСОВАНО и УТВЕРЖДЕНО Председатель ЦМК «Акушерское дело»

_________________________Н.Я. Бадаева

Протокол заседания ЦМК №

«___» _________________ 20… г.





УТВЕРЖДАЮ:

Зам директора ГБОУ СПО ЧБМК ________________ О. А. Замятина

«___» _________________ 20… г.


Учебно-методическое пособие

для самоподготовки студентов

ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и
реабилитационном процессах.

МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии»

специальность 34.02.01 «Сестринское дело».

Тема: «Методы исследования в акушерстве и гинекологии».

Челябинск

2015 год

Обсуждено: на Утверждаю:

заседании акушерской Зав.учебно-

цикловой комиссии. методическим центром

………………Бадаева Н.Я. …………..Кожевина Л.И.

Протокол №.. от « »………2015 года. « »………. 2015 года.
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности «Сестринское дело» 060501.

Составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» Трифонова О.М.

Рецензенты: старший преподаватель акушерской предметной комиссии, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Челябинский базовый медицинский колледж Бадаева Н.Я.

Директор ГБОУ СПО Челябинский базовый медицинский колледж Копотилова М.А.
Ассистент кафедры «Акушерство и гинекология» лечебного и педиатрического факультетов ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, кандидат медицинских наук Смольникова Л.А.

Содержание
1.Пояснительная записка

2.Методические указания

3.Требования к результатам освоения дисциплины

4. Методы исследования в акушерстве

4.1Общепринятые методы исследования

4.2Специальные методы исследования

4.3Дополнительные методы исследования

5. Методы исследования в гинекологии

5.1Инструментальные методы исследования

5.2Эндоскопические методы исследования

5.3Рентгенологические методы исследования

5.4Лабораторные методы исследования

5.5Тесты функциональной диагностики

6. Тест-контроль с эталоном ответов.

7. Рекомендуемая литература.

8.Приложения.

9.Электронные презентации «Методы исследования в акушерстве», «Методы исследования в гинекологии».

Пояснительная записка

Тема «Методы исследования в акушерстве и гинекологии» входит в курс дисциплины «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии».

Создание учебно-методического пособия диктуется необходимостью более глубокого и последовательного изучения учебного материала и закрепления знаний, полученных студентами на теоретическом занятии. Будущим специалистам, планирующим работу в женской консультации, центрах планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий, в акушерско-гинекологических стационарах, полезны и необходимы сведения об основных методах диагностики в акушерстве и гинекологии. Исходя из требований к результатам освоения дисциплины,

обучающийся должен уметь готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; знать методы диагностики проблем пациента, в чем ему поможет работа с данным пособием. В настоящем пособии представлена основная информация о современных методах исследования в акушерстве и гинекологии. В пособие включены алгоритмы выполнения основных манипуляций, цели, показания и противопоказания к ним, перечислены наборы инструментов для инструментальных методов диагностики.

Учебный материал предназначен в помощь студентам медицинских училищ и колледжей для последовательного и углубленного изучения темы.

Методические указания

Уважаемые студенты!

Предлагаемое Вашему вниманию учебно-методическое пособие представляет собой дополнение к учебнику и лекционному курсу по дисциплине «Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии».

По усмотрению и указанию преподавателя Вам рекомендуется использовать данное пособие для более углубленного изучения материала, для подготовки к семинару по указанной теме, для самостоятельной внеаудиторной работы при пропуске лекции. Предложенным учебным материалом вы сможете воспользоваться при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации по окончанию изучения профессионального модуля ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Для контроля усвоения знаний Вам предлагается тест-контроль с эталонами ответов. Лучше и эффективнее усвоить материал Вам поможет электронная презентация по теме. Основной целью создания учебно-методического пособия было стремление составителя облегчить ваш труд и повысить его эффективность.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
уметь:

готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;
вести утвержденную медицинскую документацию;

знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
пути введения лекарственных препаратов;
виды, формы и методы реабилитации;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

обладать профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

При изучении материала следуйте рекомендациям преподавателя!

Перед изучением материала повторите следующие вопросы:

1. Продолжительность беременности в норме.

2. Высота дна матки в различные сроки беременности.

3. Понятия «положение», «позиция», «вид позиции» и «предлежание» плода.

4. Подсчет срока беременности и родов по дате последней менструации и первому шевелению плода.

5. Известные общепринятые методы исследования.

6. Лабораторные методы исследования.

7. Анатомические особенности женской репродуктивной системы.

Приступайте к изучению материла по данной теме.

При изучении любой дисциплины необходимо знать те методы исследования, которые используются для правильной постановки диагноза или оценки состояния пациента, чтобы определить дальнейшую тактику ведения и лечения. Все методы принято делить на общепринятые (опрос, общий осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, то есть методы, применяемые в любой области), специальные (применяются только в данной специальности) и дополнительные (могут быть использованы дополнительно в каждой клинической дисциплине, например, общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ крови на ВИЧ-инфекцию, RW, биохимическое исследование и т.д.).

Методы исследования в акушерстве.

Все беременные женщины подлежат диспансерному наблюдению со срока беременности 12недель (или ранее). Общение с беременной начинается с опроса, независимо, где оно произойдет. Первая встреча, как правило, происходит в поликлинических условиях (женская консультация, перинатальный центр, фельдшерско-акушерский пункт), реже в стационаре. При первом обращении пациентки необходимо провести опрос с тщательным сбором анамнеза (общего и акушерско-гинекологического), произвести оценку общего состояния и отдельных систем, половых органов и при необходимости использовать дополнительные методы обследования. Все полученные сведения заносят в индивидуальную карту беременной и родильницы в женской консультации, карту стационарного больного (историю болезни) до 22 недель беременности в гинекологическом отделении или в историю родов в акушерском стационаре.

Опрос. Опрос беременной и роженицы проводят по определенному плану. Опрос беременной и роженицы начинается с паспортных данных.

1.Паспортные данные: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, место работы и профессия, место рождения и жительства, семейное положение. Обращают внимание на возраст беременной, особенно первородящей, так как осложненное течение беременности и родов чаще наблюдается у женщин старше 30 лет и у юных (до 18 лет) первородящих. Возраст беременной 35 лет и старше требует проведения пренатальной диагностики в связи более высоким риском рождения ребенка с врожденной и наследственной патологией. Знание места работы и профессии позволяет исключить профессиональные вредности. Указывают место фактического проживания и адрес прописки. Паспортные данные мужа или отца будущего ребенка.

2.Жалобы. Выясняют причины, побудившие женщину обратиться за медицинской помощью. Посещение врача в I триместре беременности связано, как правило, с прекращением менструаций и предположением о беременности. Нередко в этот срок беременности пациентки предъявляют жалобы на тошноту, рвоту и другие изменения в самочувствии. При осложненном течении беременности (начавшийся выкидыш, внематочная беременность, сопутствующие гинекологические заболевания) могут быть боли внизу живота, кровянистые выделения из половых путей. Жалобы на нарушения функций внутренних органов обусловлены экстрагенитальными заболеваниями (сердечно-сосудистые, заболевания органов дыхания, почек, пищеварительной системы и др.). К жалобам беременных следует относиться очень внимательно и фиксировать их в медицинском документе.

3.Общий анамнез или анамнез жизни включает:

Условия труда и быта. Тщательно выясняют профессиональные, бытовые и экологические вредные факторы, которые могут негативно сказываться на течении беременности и развитии плода (проживание в экологически неблагоприятных регионах, тяжелый физический труд, работа, связанная с вибрацией, химическими веществами, компьютером, длительными статическими нагрузками и др.).

Наследственность. Обращают внимание на наличие в семье беременной или ее мужа многоплодия, наследственных заболеваний (гипертонической болезни, сахарного диабета, психических, онкологических заболеваний, болезней крови, нарушений обмена веществ), а также врожденных пороков развития у ближайших родственников.

Перенесенные заболевания. Следует получить сведения обо всех ранее перенесенных заболеваниях, начиная с детского возраста. Так, например, перенесенный в детстве рахит может быть причиной деформации таза, которая осложнит течение родов. Косвенными признаками перенесенного рахита являются позднее прорезывание зубов и позднее начало ходьбы, деформации скелета. Полиомиелит, туберкулез в детстве также могут приводить к нарушениям строения таза. В подростковом возрасте корь, краснуха, ревматизм, тонзиллит, рецидивирующие ангины и другие инфекционные заболевания нередко приводят к отставанию девочек в физическом и половом развитии. Дифтерия вульвы и влагалища может сопровождаться образованием рубцовых сужений. Если данные заболевания беременная отрицает, необходимо уточнить наличие прививок, особенно от краснухи. Выясняют также перенесенные в зрелом возрасте неинфекционные и инфекционные (туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит) заболевания. Указывают, состоит ли беременная на диспансерном учете с каким-либо заболеванием. Заболевания сердечно-сосудистой системы, печени, легких, почек и других органов могут осложнить течение беременности и родов, а беременность и роды могут в свою очередь обострять хронические заболевания или становиться причиной рецидивов. Особо отмечают наличие венерических заболеваний (сифилис, гонорея, трихомониаз), ВИЧ-инфекции, инфекций, передаваемых половым путем (хламидиоз, уреаплазмоз, герпетическая генитальная инфекция, кандидоз).

Операции и травмы в прошлом. Если в анамнезе были оперативные вмешательства, то какие, по поводу чего и осложнения после них. Лучше получить медицинские документы с рекомендациями специалистов о тактике ведения настоящей беременности и родов. Большое значение имеют сведения о перенесенных травмах (черепа, таза, позвоночника и другие).

Перенесенные гемотрансфузии. Узнать, если были, когда, по поводу чего, осложнения.

Аллергологический анамнез. Уточнить переносимость лекарственных препаратов, наличие аллергических реакций, как проявлялись. При осложненном аллергологическом анамнезе на лицевой части индивидуальной карты беременной, диспансерной книжке, истории родов указать лекарственный препарат, вызвавший аллергическую реакцию.

Эпидемиологический анамнез. Собирается в период эпиднеблагополучия, уточняют контакты беременной, выезды за границу.

Вредные привычки. Обязательно следует задать вопросы по поводу курения (включая пассивное), алкоголизма, наркомании.

4.Специальный анамнез или акушерско-гинекологический анамнез. Позволяет оценить менструальную, секреторную, половую и детородную (генеративную) функции.

Менструальная функция: выясняют, в каком возрасте появилась первая менструация (менархе), через какой промежуток времени установились регулярные менструации; длительность менструального цикла, продолжительность менструаций, количество теряемой крови, болезненность; изменился ли характер менструации после начала половой жизни, родов, абортов; дата последней менструации (ДПМ).

Секреторная функция: уточняют характер выделений из влагалища, их количество, цвет, запах. Выясняют жалобы беременной на патологические выделения (обильные, гнойные, творожистые, кровянистые и т.д.), что может указывать на воспалительное заболевание.

Половая функция: узнают, с какого возраста начала половую жизнь, какой брак по счету, продолжительность брака, количество половых партнеров. Собирают сведения о том, какие методы контрацепции применялись до беременности, а также интервал от начала регулярной половой жизни до наступления первой беременности. Отсутствие беременности в течение 1 года регулярной половой жизни без применения противозачаточных средств может указывать на бесплодие и свидетельствовать о нарушениях репродуктивной системы.

Детородная (генеративная) функция. В этой части анамнеза собирают подробные сведения о предыдущих беременностях в хронологической последовательности, какая по счету настоящая беременность и какие по счету предстоят роды. Выясняют течение предыдущих беременностей, их осложнения и исход. Отмечают число искусственных (если были) и самопроизвольных абортов (выкидышей), на каком сроке беременности произошли, не сопровождались ли осложнениями (кровотечение, эндометрит, перфорация матки и другие). По возможности уточняют причину самопроизвольного аборта. Искусственные аборты, предшествующие данной беременности, могут приводить к невынашиванию, патологическому течению родов. У повторнородящих получают подробные сведения о том, как протекали предыдущие роды: дата, продолжительность родов, оперативные вмешательства (кесарево сечение, акушерские щипцы, вакуум-экстракция плода, ручное обследование полости матки), пол, масса, рост новорожденного, его состояние при рождении, сроки пребывания в родильном доме. В случае неблагоприятного исхода необходимо выяснить, на каком этапе произошла гибель плода: во время беременности (антенатальная гибель), во время родов (интранатальная гибель), в раннем неонатальном периоде (постнатальная гибель) и возможную причину (асфиксия, родовая травма, патологические роды, гемолитическая болезнь, пороки развития). При родоразрешении путем кесарева сечения следует уточнить показания к нему, было ли оно произведено в плановом или экстренном порядке, как протекал послеоперационный период, на какие сутки после операции родильница была выписана. При родах через естественные родовые пути выясняют течение послеродового периода, осложнения, методы и сроки их лечения и выписки. Подробные сведения о течении и исходах предыдущих беременностей, родов и послеродовых периодов позволяют выделить пациенток группы высокого риска, которые нуждаются в особом внимании и более тщательном наблюдении.

В зарубежной литературе для обозначения акушерского анамнеза используют следующие понятия.

Nulligravida - женщина, не беременная в настоящее время и не имеющая беременности в анамнезе.

Gravida - женщина, беременная в настоящее время или имевшая беременности раньше, вне зависимости от их исхода. При первой беременности женщина считается первобеременной (primigravida), а при следующих беременностях - повторнобеременной (multigravida).

Nullipara - женщина, никогда не имевшая беременности, достигшей срока жизнеспособного плода; ранее у нее могли быть беременности, закончившиеся абортом или самопроизвольным выкидышем в более ранние сроки.

 Primipara - женщина, доносившая одну беременность (одно или многоплодную) до срока рождения жизнеспособного плода.

Multipara - женщина, имеющая в анамнезе несколько беременностей, доношенных до срока жизнеспособного плода (свыше 22 недель беременности, масса плода 500 г, рост 32-34 см).

Перенесенные гинекологические заболевания: время возникновения, длительность заболевания, лечение и исход. Особое внимание следует обращать на перенесенные оперативные вмешательства на половых органах, в первую очередь на матке, приводящие к формированию рубца (миомэктомия, ушивание перфорационного отверствия). Необходима выписка из лечебного учреждения с детальным описанием проведенной операции.

5. Течение настоящей беременности (по триместрам или в 1-2 половине беременности):

1триместр (до 12недель) – отмечают состоит ли на диспансерном учете, общие заболевания, осложнения беременности (ранний токсикоз, угроза прерывания и др.), дата первой явки в женскую консультацию и срок беременности, установленный при первом обращении, полученные результаты обследования.

2 триместр (13-28 недель) – обращают внимание на общие заболевания и осложнения в течение беременности, прибавку в весе, цифры артериального давления, результаты анализов, отмечают дату первого шевеления плода.

3 триместр (29 - 40 недель) – оценивают общую прибавку в весе за беременность, ее равномерность, результаты измерений артериального давления и анализы крови и мочи, выявляют заболевания и осложнения беременности, методы и эффективность лечения, причины госпитализации.

Проводят подсчет срока родов или сроков беременности по разным данным.

6.Сведения о муже (партнере) беременной: состояние его здоровья, возраст, профессия, наличие вредных привычек, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconПм 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Мдк 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях здоровья (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)» по разделу...

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconУчебно-методическое пособие пм 02. Участие в лечебно-диагностическом...
Общепрофессиональных Государственными требованиями дисциплин и профессиональных минимуму содержания и уровню

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconМетодическая разработка теоретического и практического занятия для...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по пм. 02. учебной дисциплины мдк. 02. 01....

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconСитуационные задачи по профессиональному модулю
Мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» icon1. Особенности оказания сестринской помощи детям
ПМ. 02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах, мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях...

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconЛекция №2
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и...

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconМетодическая разработка практического занятия по теме: Сестринский...
Профессиональный модуль пм. 02. Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconПрограмма промежуточной аттестации профессионального модуля 02 «Участие...
Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению в условиях стационара, поликлиники, на фапе

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconТабель оснащения кабинет доклинической практики
Пм 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе» раздел «Особенности оказания сестринской помощи детям» (для...

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов пм02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» iconСреднего профессионального образования новосибирской области «барабинский...
Профессиональный модуль 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную