1: Гигиена воздушной среды






Название1: Гигиена воздушной среды
страница1/23
Дата публикации06.09.2017
Размер2.43 Mb.
ТипРеферат
d.120-bal.ru > Водные виды спорта > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


"НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО"

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов

Кафедра животноводства
Курс лекций по дисциплине
ЗООГИГИЕНА

для самостоятельной работы студентов

отделения технологии сельскохозяйственного производства

для направления 111100.62 – Зоотехния

очной и заочной формы обучения


Великий Новгород

2012 г.
Содержание
ОБЩАЯ ЗООГИГИЕНА

Введение.

Тема 1:Гигиена воздушной среды.

Тема 2:Гигиена почвы.

Тема 3:Гигиена воды и поения животных.

Тема 4:Гигиена кормов и кормления животных.

Тема 5:Требования к помещениям для животных.

Тема 6:Гигиена транспортировки животных.

Тема 7:Гигиена рационального ухода за сельскохозяйственными животными.

Тема 8: Гигиена пастбищного содержания сельскохозяйственных животных

Тема 9:Гигиена труда и личная гигиена работников животноводства.
ЧАСТНАЯ ЗООГИГИЕНА

Тема 10: Гигиена крупного рогатого скота.

Тема 11:Зоогигиенические требования в свиноводстве.

Тема 12: Зоогигиенические требования в овцеводстве и козоводстве.

Тема 13: Зоогигиенические требования в коневодстве.

Тема 14: Зоогигиенические требования в птицеводстве.

Тема 15: Зоогигиенические требования в кролиководстве и пушном звероводстве.

Тема 16: Зоогигиенические требования в прудовом рыбоводстве.

Тема 17: Зоогигиенические требования в пчеловодстве.

Тема 18: Требования к проектам животноводческих предприятий.

ВВЕДЕНИЕ.

Название и определение. Полное название науки «Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов», краткое «Зоогигиена». Зоогигиена это наука об охране здоровья животных. Ее название происходит от греческих слов zoon – животное и hygienos – здоровый.

Предмет науки. Зоогигиена выявляет влияние условий жизни на животных, разрабатывает правильные приемы их содержания, кормления, ухода и использования (эксплуатации), дает рекомендации по устранению неблагоприятных и максимальному использованию благоприятных факторов. В задачи зоогигиены входит:

определение норм и правил содержания животных;

разработка требований к проектированию животноводческих объектов, контроль над их строительством и эксплуатацией;

охрана окружающей среды от загрязнения сточными водами, отходами ферм и комплексов.

Связь с другими науками. Зоогигиена имеет тесную связь с другими фундаментальными и прикладными науками, такими как биология, физиология, микробиология, зоотехния, ветери­нария, механизация, экономика сельскохозяйственного произ­водства. Зоогигиена тесно связана с гигиеной человека. Например, хорошие ус­ловия в помещениях для животных положительно влияют и на обслужи­вающий персонал. Соблюдения требований зоогигиены позволяет преду­предить возникновение инфекционных заболеваний, общих для человека и животных. В частности, к таким заболеваниям относятся бруцеллез, тубер­кулез, ящур, сибирская язва.

Деление науки на разделы. Зоогигиена делится на общую и частную. Общая зоогигиена разрабатывает рациональные приемы охраны здоровья применительно ко всем видам животных, а частная учитывает их вид, возраст, пол и другие особенности.

Краткая история зоогигиены. Появление зоогигиены как науки обусловлено тем, что сельскохозяйственные животные после одомашнивания попали в условия, значительно отли­чающиеся от естественных. Высокая концентрация поголовья, направленное кормление, сокраще­ние или полное исключение использования пастбищ, существенное ограни­чение моциона обуславливают значительную физиологическую и функцио­нальную нагрузку на организм. На фермах резко меняется микробный фон, снижается резистентность организма, что часто приводит к появлению мас­совых желудочно-кишечных и респираторных заболевании. При высокой концентрации поголовья большую опасность представляет занос в хозяйст­ва возбудителей заразных болезней.

Зоогигиенические мероприятия, основанные на наблюдениях и практическом опыте, проводили еще в глубокой древности во времена номадного (кочевого) скотоводства. Правила содержания и уход за животными были известны и применялись в Индии, Вавилоне, Греции, Египте. Один из известных ученых Древнего Рима Марк Теренций Варрон в своих сочинениях о сельском хозяйстве (36 год до н.э.) дает большое количество советов по содержанию и кормлению сельскохозяйственных животных. Однако эмпирические наблюдения обычно опережали научные исследования.

В нашей стране раньше, чем в других государствах для охраны здоровья людей и живот­ных были изданы государственные указы об устройстве ското­могильников, отводе для них участков, о способах перевозки и о глубоком зарывании трупов животных.

19 августа 1723 года Петр I издал специальные правила («Кондиции о содержании овец многовотчинных людей»), где описывались приемы кормления, поения, устройства помещений для сохранения и развития тонкорунных овец.

Вопросы зоогигиены разрабатывались в Российской Акаде­мии наук. На основании представленных Академией данных 12 апреля 1770 года был издан сенатский указ «О содержании скота в удобных хлевах и на хорошем корме в предосторожность от болезней и падежа». В конце XVIII столетия в трудах Вольного экономического общества публиковались статьи о рациональных приемах содержания животных.

В 1884 году в Санкт-Петербурге вышло переводное учебное издание профессора и директора Королевской ветеринарной школы в Ганновере Карла Дамана «Гигиена сельскохозяйст­венных домашних животных». Из трудов по зоогигиене, издан­ных в конце XIX столетия, можно отметить раздел книги профессора И.П. Попова «Курс общего скотоводства».

Данные научных исследований и опыт их реализации в хо­зяйствах Западной Европы были обобщены в начале XX века в книге М. Климмера «Ветеринарная гигиена» (СПБ, 1912). В этот же период вышла книга Г.И. Светлова «Зоогигиена» (1911).

В советский период как неотъемлемая составная часть пла­нового ведения животноводства в совхозах и колхозах приобрели значение профилактические мероприятия, основанные на данных зоогигиены, перед которой встали новые и сложные задачи. В тридцатых годах были разработаны зоогигиенические приемы содержания животных, научно обоснованные нормативы строи­тельства животноводческих помещений, определены основные требования к температурно-влажностному режиму в них, прове­рены и введены новые системы вентиляции, установлены зоогигиенические нормы оценки кормовых средств, воды и правила кормления и водопоя, рекомендована система летнего содержа­ния животных в крупных хозяйствах (смена выпасов, устройство лагерей и пастбищных водопоев). Изучены и внедрены зоогигиенические нормативы выращивания телят, жеребят, поросят, яг­нят, цыплят, приемы ухода за племенными и пользовательными животными.

Большой вклад в зоогигиеническую науку внесли такие ученые как И.А. Добросмыслов, Г.И. Гурин, А.К. Скороходько, А.В. Озеров, А.П. Онегов, Г.В. Бурксер, А.К. Данило­ва, Н.Д. Кракосевич, П.Т. Лебедев, И.М. Голосов, М.С. Борщ, И.Ф. Храбустовский, Г.К. Волков.

И.А. Добросмысловым (1924), Г.И. Гуриным (1927), А.К. Скороходько (1930, 1936), Ф.М. Ожогиным (1932), А.В. Озеро­вым (1934) были написаны учебники по зоогигиене для зоотех­нических институтов и техникумов, которые сыграли большую роль в подготовке специалистов в области зоогигиены. В эти же годы было издано большое количество популярной литературы по содержанию животных и уходу за ними.

В настоящее время в условиях крупных промышленных комплексов, мелких ферм, подсобных, крестьянских (фермерских) и личных хозяйств необходимо соблюдать зоогигиенические, ветеринарно-санитарные правила и требования к кормлению, содержания жи­вотных и профилактике заболеваний. Это позволит обеспечить их здоровье, высокую продуктивность и воспроизводительную способность.
ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

Влияние на животных физических факторов воздушной среды. Жизнь на Земле невозможна без атмосферного воздуха. Воздушная среда воздействует на живые существа комплексом физических, химических, механических и биологических факто­ров. К важнейшим физическим факторам относятся температура, влажность, движение воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация и шум. Для их измерения применяют различные приборы – анемометры, люксметры, шумомеры, термометры, термографы и пр.

Температура воздуха. В зависимости от температуры тела все животные делятся на холоднокровных и теплокровных. Постоянство температуры тела у теплокровных животных поддерживается за счет теплового ба­ланса, т.е. равновесия между выработкой тепла организмом и его отдачей в окружающую атмосферу. Тепло в организмe выраба­тывается при анаэробном распаде жиров, белков и углеводов. При «сгорании» 1 грамма жира выделяется 39.8 кДж, белка 17.5 кДж, углеводов 17.2 кДж энергии.

Отдача тепла организмом происходит путем теплоизлучения, теплопроводности, конвекции (через воздух) и при испарении влаги, Например, коровы те­ряют при излучении 9-14%, испарении 20% и конвекции 60-65% тепла.

В зависимости от изменения теплопродукции при различных температурах окружающей среды И.Е. Маршак выделяет 4 зоны: нижнюю зону повышенного обмена, зону безразличия, зону по­ниженного обмена и верхнюю зону повышенного обмена. В нижней зоне повышенного обмена обмен веществ и теплопродукция повышаются в пределах физиологической нормы. В зоне безразличия обмен и теплопродукция остаются на одном уровне. Температура нижней и верхней границ зоны безразличия или термонейтральности на­зывается критической температурой. В верхней зоне повышенного обмена температура воздуха пре­вышает температуру тела, увеличивается теплопродукция, затруд­няется теплоотдача.

При воздействии высокой температуры окружающей среды механизм терморегуляции может расстраиваться, что вызывает перегрев организма. Перегреву способствуют работа, перегон, транспортировка в закрытых вагонах, скученное содержание, ожирение, несвоевременная стрижка (овец). Перегревание про­является в форме теплового удара. Его признаки: повышение температуры тела, одышка, возбуждение, дрожь, учащенное сердцебиение, затем кома. При непринятии мер наступает смерть от паралича дыхания и сердца.

Воздействие низких температур приводит к переохлаж­дению. Переохлаждению способствуют низкая упитанность, просторное размещение, скудное кормление, редкий и короткий волосяной покров. Реакция организма на холод протекает в две стадии. Первая стадия - стадия физической терморегуляции на­правлена на сохранение тепла. Она выражается в сужении сосу­дов кожи, замедлении пульса и дыхания. Волосы занимают по отношению к коже более отвесное положение, увеличивая тем самым слой инертного воздуха. Вторая стадия - стадия химиче­ской терморегуляции, при которой начинается дополнительная выработка тепла организмом. Ее признаки: усиленная дрожь, энергичные движения. Длительное воздействие низких темпера­тур приводит к снижению температуры тела на 0.5-1.5 градуса и более, угнетению, сонливости, понижению кровяного давления, локальным обморожениям и смерти от переохлаждения. Нормальней температурой воздуха в помещениях для животных считается 5-18°С и более (до 30 в брудергаузах).

Влажность воздуха обусловлена тем, что в нем содер­жатся водяные пары. В воздухе помещений водяных паров все­гда больше, т.к. они дополнительно поступают с пола, кормушек, оилок, поверхности кожи животных, дыхательных путей. На­пример, одна корова в сутки выделяет около 10 кг водяных па­ров. Влажность делится на абсолютную, максимальную и отно­сительную. Абсолютная влажность это количество водяных па­ров в граммах на один кубический метр воздуха. Максимальная влажность это предельно возможное содержание влаги в воз­духе при данной температуре, а относительная - отношение аб­солютной влажности к максимальной, выраженное в процентах. При оценке микроклимата также учитывают дефицит насыще­ния, т.е. разность между максимальной и абсолютной влажно­стью и «точку росы» - температуру, при которой водяные пары переходят в туман и конденсируются в виде росы на холодных поверхностях.

Скорость движения воздуха. Повышенная скорость движения воздуха в помещении воспринимается как сквозняк, приводит к простудным заболеваниям. Сочетание ветра с повышенной влажностью воздуха объек­тивно ощущается как понижение температуры. Например, увеличение скорости движения воздуха с 0.1 до 0.4 м/с ощущается как снижение температуры воздуха на 5°С. Для всех животных оптимальной скоростью движения воздуха явля­ется 0.3 м/с.

Атмосферное давление объясняется тем, что воздух имеет массу. На уровне моря, при 0°С, атмосферное давление составля­ет 1.033 кг на квадратный метр или 760 мм рт.ст. В системе СИ давление измеряют в килопаскалях (кПа). Один мм рт.ст. равен 0.133 кПа. Атмосферное давление влияет на климат и погоду. Низкое давление может вызывать обострение хронических забо­леваний. На высоте более двух тысяч метров наблюдается «гор­ная болезнь». Ее признаки: слабость, утомляемость, одышка, частый пульс, холодный пот, кровотечение из носа. Главная при­чина горной болезни - гипоксия. Следует учитывать, что при постепенном перемещении животных в условия высокогорья, их адаптация происходит легче.

Солнечная радиация. Видимый спектр солнечного излучения состоит из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. У земной по­верхности 40% составляют видимые лучи, 59% инфракрасные и 1% ультрафиолетовые. Главное значение лучистой энергии в том, что это источник всей жизни на Земле. Воздействие солнеч­ного излучения на животных улучшает обмен веществ, способст­вует укреплению здоровья и повышению продуктивности. Сол­нечный свет вызывает задержку развития или уничтожает многие болезнетворные микроорганизмы. В зимний период особенно в северных широтах ощущается недостаток солнечной энергии, поэтому надо применять искусственное облучение животных ультрафиолетовыми лампами.

Шум. Негативноe влияние на животных оказывают различные производственные шумы. Шум это беспорядочное сочетание звуков в диапазоне от 16 до 20000 герц. Основной источник шума - ра­бота технологического оборудования. Шум измеряют специ­альными приборами. За единицу измерения шума принят бел (Б) или его десятая часть децибел (дБ). Шум вызывает стресс, что выражается в учащении пульса, дыхания, и снижении про­дуктивности.

Сильные, резкие или необычные шумы могут привести к смерти. Профилактика шума, в основном, сводится к правильно­му выбору технологического оборудования. Например, мобиль­ные кормораздатчики имеют уровень шума 90 дБ, при допустимом 70-85. Следовательно, их нельзя применять в помещениях.

Влияние на животных механических, биологических и хи­мических факторов воздушной среды (пыли, микрофлоры, газов).

Пыль - совокупность воздуха и мелких частиц, образующих аэрозоль. Источниками пыли являются почва, дороги, пожары, выбросы промышленных предприятий. В животноводческих помещениях пыль образуется при раздаче грубых кормов, ис­пользовании подстилки. По происхождению пыль бывает орга­нической и минеральной. В помещении больше органической пыли, снаружи - минеральной. Концентрация пыли может колебать­ся в широких пределах 0.25 до 25 миллиграммов одном кубиче­ском метре воздуха. Допустимое содержание пыли 0.5-4 мг, а для птицефабрик до 8 мг/м.

Действие пыли на животных отрицательное. Пыль способст­вует конденсации влаги, ослабляет солнечную радиацию, заку­поривает протоки потовых желез, засоряет шерсть, приводит к возникновению заболеваний кожи и органов дыхания. От цве­точной пыльцы у лошадей может возникать так называемый «сенной катар». Борьба с пылью заключается в применении вен­тиляции, использовании зеленых насаждении. Воздух при про­хождении полосы зеленых насаждении очищается от пыли на 60-75%.

Микрофлора. В атмосферном воздухе находится до 100 видов микроорга­низмов, большинство из которых сапрофиты. В воздухе помеще­ний микробов в 50-100 раз больше, чем в атмосфере. Ис­точником патогенных микроорганизмов являются больные жи­вотные. Наибольшее количество микроорганизмов наблюдается при повышенной температуре и средней влажности. Возбудители инфекционных заболеваний могут разноситься воздухом на большое расстояние (до 30 км). Борьба с микробной загрязнен­ностью воздуха та же, что и пылью: вентиляция, посадка зеле­ных насаждении по периметру животноводческих ферм и между отдельными помещениями. Установлено, что лесные насаждения задерживают до 50% микроорганизмов. К дополнительным ме­рам по нераспространению инфекции относятся изоляция боль­ных животных, регулярная очистка и дезинфекция помещений, оборудование санпропускников, дезоковриков, дезобарьеров, ультрафиолетовое облучение.

Газы. Атмосферный воздух состоит из азота, кислорода, аргона, уг­лекислого газа и небольшого количества некоторых других газов. Кислород поддерживает дыхание, а углекислый газ в высоких концентрациях подавляет его вплоть до асфиксии. В воздухе жи­вотноводческих помещений могут находиться вредные газы.

Угарный газ относится к сильным ядам. При концентрации его в воздухе в количестве 0.5% животные погибают через 5-10 минут.

Аммиак едкий газ, раздражающий слизистые оболочки. При концентрации аммиака больше 1% может наступить смерть от паралича дыхания.

Сероводород - газ с запахом тухлых яиц. Образуется при гниении азотсодержащих органических соединений, очень токсичен. При концентрации сероводорода 1 мг/л животные погибают молниеносно. Повышенное содержание сероводород приводит к острому воспалению легких.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1: Гигиена воздушной среды iconОпределение концентрации вредных газов в воздухе на рабочих местах
Цель работы: Ознакомиться с методом контроля качества воздушной среды с помощью газоанализатора на загазованность, приобретение практических...

1: Гигиена воздушной среды iconОпределение загазованности воздушной среды производственных помещений
Методические указания к лабораторной работе "Определение загазованности воздушной среды производственных помещений" разработаны к...

1: Гигиена воздушной среды iconУчебное пособие содержит теоретический материал и изложение методик...
Гигиена труда и лечебно-профилактических учреждений в стоматологии. Гигиена детей и подростков. Здоровый образ жизни

1: Гигиена воздушной среды iconУрок: механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Задачи урока
Рассмотреть механизм вдоха и выдоха; определить роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных...

1: Гигиена воздушной среды iconКонкурсные задания состоят из трех блоков
Ежегодная региональная олимпиада «Интеграция. Гигиена окружающей среды и здоровье человека»

1: Гигиена воздушной среды iconОсновы гигиенических знаний
...

1: Гигиена воздушной среды iconЛ. А. Николаева гигиеническая оценка физических факторов производственной...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «гигиена»

1: Гигиена воздушной среды iconОв тестов
Гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков

1: Гигиена воздушной среды iconГигиена и здоровье
Гигиена как набор практических рекомендаций, обычаев и навыков существовала в Древнем Риме, прославившемся своим водопроводом и общественными...

1: Гигиена воздушной среды iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Гигиена»
Питание является важнейшим фактором внешней среды, оказывающим существенное влияние на состояние здоровья. От условий, качества и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную