Скачать 0.68 Mb.
|
Лекция №1. Особенности организации сестринского процесса в акушерстве и гинекологии Клиническая практика медицинской сестры в акушерских и гинекологических отделениях сводится к последовательному выполнению следующих этапов сестринского процесса:
I этап. Обследование пациенток. Сестринский процесс начинается с клинического обследования и выяснения индивидуальных особенностей анамнеза жизни и болезни пациентки. Опрос по системам и правильная оценка полученных данных во многих случаях позволяет поставить предварительный диагноз, оказать первую доврачебную помощь. Среди общих сведений важное значение имеет возраст, поскольку функции половых органов, а также анатомическое строение их подвергаются возрастным изменениям. Выяснение профессии больной и условий труда способствует уточнению причин тех или иных патологических явлений. Гинекологический анамнез собирается по стандартному плану: становление менструальной, половой и репродуктивной функций. Необходимо особое внимание уделить планированию семьи — способу контрацепции, проблемам планирования беременностей и т.д. Сбор жалоб и выяснение анамнеза заболевания необходимо проводить, с учетом особенности типа высшей нервной деятельности пациентки. Так, женщины с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности не предъявляют жалоб вообще, и только тактичная беседа выясняет проблемы больной. Женщины с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности эмоционально воспринимают всю новую информацию, а неудачно поставленный перед больной вопрос может вызвать депрессивные состояния. Определенный диалог должен складываться с женщиной со слабым типом высшей нервной деятельности. Не всякая жалоба, предъявляемая ею, имеет отношение к гинекологической патологии, эти женщины не терпят боли, раздражительны, очень внушаемы. При предъявлении жалоб на боли должна быть произведена качественная и количественная оценка болей. Объективное обследование позволяет составить общее представление о состоянии организма, выявить сопутствующие заболевания и такие расстройства отдельных органов и систем, которые могут быть связаны с заболеваниями половых органов. Медицинская сестра должна уметь:
Оценка состояния сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем позволяет своевременно выявить сопутствующие экстрагенитальные заболевания. Температура тела. В норме у небеременной женщины температура тела в подмышечной впадине должна быть не более 37° С, во время родов в течение 1 суток — не более 37,5° С. Степень повышения температуры обычно находится в зависимости от интенсивности обусловившего ее подъем заболевания. При несоответствии данных температуры и состояния больной производится сравнительное измерение периферической и полостной температуры, измеряемой в прямой кишке или реже во влагалище. При этом одновременно 2 термометра помещаются в подмышечные впадины, а третий - в прямую кишку. Продолжительность измерения - 5 мин. Ректальную температуру измеряют также и больным с подозрением на наличие ановуляторного цикла. В подобных случаях температура измеряется ежедневно в течение одного или двух менструальных циклов одновременно утром перед подъемом с постели на левом боку. Данные измерения записываются в виде графика. Объективное обследование женщины включает использование специальных гинекологических, дополнительных лабораторных и инструментальных и других методов. Ниже подробно описаны современные исследования, применяемые в акушерстве и гинекологии. На данном этапе в стационаре на медицинскую сестру возложена работа по организации необходимого исследования, по подготовке больной к исследованию. Заканчивается I этап сестринского процесса сестринским анализом данных в сравнении с нормативными показаниями. II этап. Формирование сестринского диагноза (диагностика состояния больной и выявление проблем и потребностей пациента). Сестринский диагноз - это те проблемы, которые могут быть выявлены или предупреждены сестрой самостоятельно, не требуя активного вмешательства врача. Все проблемы пациента можно подразделить на медицинские проблемы и проблемы, связанные с обеспечением потребностей больной. Медицинские проблемы обычно связаны с изменениями в состоянии здоровья и подробно изложены ниже. Потребности человека - это определенные действия, необходимые для обеспечения здоровья и хорошего самочувствия каждого из нас. Это основные потребности: дышать, есть, пить, выводить из организма шлаки, одеваться и раздеваться, спать и отдыхать, поддерживать определенную температуру тела, поддерживать чистоту, ухаживать за собой, избегать опасностей, общаться с другими, сообщать о своих потребностях, иметь религиозные верования, работать, развлекаться, приспосабливаться. Для обеспечения потребностей больной медицинской сестре необходимо знать «индивидуальную норму». Например, показатель гемоглобина равный 112 г/л и эритроцитов 3,7 мм/мкл в III триместре беременности является нормой, а у небеременной женщины требует лечения анемии. Таким образом, необходимо следить за изменениями, которые выходят за пределы нормы для данного человека. Проблемы пациентки могут захватывать различные сферы деятельности - физическую, психическую, эмоциональную, духовную и социальную, отклонения от индивидуальной нормы и формировать сестринский диагноз. Проблемы в физической сфере формируют следующие сестринские диагнозы: нарушение функций дыхания; нарушение функции пищеварения; нарушение и дискомфорт при мочеиспускании и дефекации; ограничение самообслуживания, нарушение сна и отдыха; сниженная способность поддерживать оптимальную температуру тела; ограничение подвижности. В психо-эмоциональной сфере часто встречаются такие проблемы пациенток, как: сниженная способность избегать опасности; нарушение мыслительной деятельности; эмоциональная неустойчивость (чувство страха, беспокойство, состояние переживания несчастья); снижение вербальной коммуникации; неподчинение рекомендациям; болевой синдром; сниженная самооценка собственного состояния здоровья; сниженная способность сообщать о своих потребностях; сниженные способности к самообучению; неспособность осознать происходящее. Духовная сфера включает в себя потребность иметь религиозные верования. Проблемы могут возникнуть в результате переживаний, связанных с неспособностью выполнять религиозные ритуалы; конфликта с иной религиозной культурой. Проблемы в социальной сфере проявляются в сниженной способности работать; социальной самоизоляцией; проблемами в сфере отношений; снижением индивидуальной адаптации; стрессовой ситуации. Дополнить этот список можно проблемами, связанными с состоянием репродуктивной системы:
При формировании сестринского диагноза следует обратить внимание на последовательность постановки диагнозов: на I - самая глобальная проблема, затем - по мере их значимости для пациента. Грамотно выявленные проблемы пациента позволят последовательно составить план сестринского ухода. III этап — составление плана сестринского ухода Медицинская сестра планирует свои действия и в карте сестринского наблюдения (табл. 8), делает соответствующие отметки. Таблица 8 Карта сестринского процесса
IV этап — организация и осуществление сестринского процесса. План действия, составленный ранее, поможет сестре решить сначала главные проблемы для пациентки (краткосрочные), а затем перейти к проведению профилактических мероприятий по предупреждению потенциальных осложнений. V этап - анализ эффективности проводимого лечения и сестринского вмешательства. Оценка эффективности деятельности медицинских работников может проводиться по мере необходимости как во время лечения в стационаре, так и в день выписки. Анализ достигнутых целей, выявление причин, повлекших к неудаче, позволяет провести коррекцию плана сестринских вмешательств. Клинический пример. В родильный дом поступила верующая пациентка с диагнозом: беременность 30 недель, осложненная гестозом второй половины беременности и центральным предлежанием плаценты. При поступлении женщина предъявляет жалобы на кровянистые выделения из половых путей, мелькание мушек перед глазами, общую слабость. Женщина возбуждена, не подчиняется медицинскому персоналу, просит связаться с религиозной общиной. При объективном осмотре в приемном покое: пульс 96 ударов в минуту слабого наполнения и напряжения, АД 115/80 мм рт. ст. Дыхание везикулярное, хрипов нет, 20 в минуту. Слизистые - бледные, кожные покровы холодные на ощупь. Состояние плода: сердцебиение 150 ударов в минуту, шевеление - 8 в минуту. Кровопотеря на момент поступления - 500 мл. Мочеиспускание в норме. Воды не отходили. Переходим к формированию сестринского диагноза. На первом месте стоит самая глобальная проблема, затем последовательно проблемы по мере убывания значимости для пациентки. Формулировка сестринского диагноза будет такой:
Теперь последовательно переходим к формированию потенциальных проблем, исходя из настоящих. Кровотечение может привести к развитию ДВС-синдрома, тяжелой степени геморрагического шока, материнской смертности и внутриутробной гибели плода. Беспокойство и эмоциональная неустойчивость мешают установить контакт с больной, что может привести к таким проблемам, как сниженная самооценка собственного состояния, неспособность осознать происходящее и неподчинение рекомендациям. Формулировка потенциальных проблем будет такой:
Правильная формулировка проблем пациента позволит нам четко и последовательно составить план сестринского процесса. Попробуем это сделать для нашей пациентки. Беременная женщина с кровотечением из половых путей попала с геморрагическим шоком 1 степени и внутриутробной гипоксией плода в стационар, где ей должны оказать специализированную медицинскую помощь. На этом этапе медицинская сестра при неотложных состояниях сразу вызывает врача и начинает выполнять его назначения. Затем переходим к решению проблем пациента, связанных с беспокойством по поводу возникших осложнений в течении беременности. Медицинская сестра должна провести беседу, используя психологические приемы (повторения последней фразы больного, сочувствия, несогласия, постановки цели). Проблему с эмоциональной неустойчивостью легко решить назначением настоев трав (валерианы, пустырника) и слабых седативных препаратов. Снижение самооценки собственного состояния требует объяснения больной необходимости соблюдения постельного режима. Высокий риск возникновения тяжелой степени геморрагического шока и ДВС-синдрома можно предотвратить своевременно организовав специализированную медицинскую помощь (помощь врачу в устранении причины кровотечения, организация операционной, возмещение объема циркулирующей крови, осуществление инфузионной терапии) и сестринское наблюдение (контроль за АД, пульсом, объемом кровопотери, гематокритом, гемоглобином, за свертывающей системой крови - уровнем протромбина, фибриногена, тромбоцитов, временем свертывания и т. д.). Возникновение неспособности осознавать происходящее и длительное сохранение этого состояния может привести к развитию психоза или депрессивного состояния, следовательно, медицинская сестра должна вызвать психолога и, если требуется, психиатра. А неподчинение рекомендациям, как правило, возникает при отсутствии контакта с врачом, эмоциональном возбуждении, непонимании цели назначения того или иного препарата или исследования. Эта проблема быстро решается при доверительной беседе с пациенткой. В карте планирования сестринского процесса запись будет такой:
В графу «цели» академическая сестра выносит информацию о сроках выполнения намеченного мероприятия. Дата исполнения долгосрочных целей (контрольные анализы крови, мочи и т. д.) может быть вынесена в карту динамического наблюдения. Графа «оценка» содержит информацию о выполненном обследовании. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ Гинекологическое обследование - последовательное применение общих и специальных методов исследования для определения анатомо-функционального состояния женской репродуктивной системы, установления причин и характера ее поражения.
Сбор информации необходим для выявления сестринских проблем пациентки.
Правильно собранный анамнез дает представление о заболевании и позволяет поставить предположительный диагноз. По окончании опроса и анализа полученных сведений можно сделать предварительную оценку состояния репродуктивной системы, вероятных нарушений репродуктивного здоровья и начать осмотр пациентки.
Масса тела, кг ИМТ= (длина тела, м)
III. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Домашнее задание:
Лекция № 2 |
![]() | Все медицинские методы исчерпали свои возможности. Это потребовало даже открытия специализированного научно-учебно-методического... | ![]() | Особенности сестринского процесса в медицинской реабилитации пациентов в различные |
![]() | Особенности сестринского процесса в реабилитации больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата | ![]() | «Особенности сестринского процесса при доброкачественных и злокачественных заболеваниях гениталий» |
![]() | Особенности сестринского процесса в медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями органов дыхания | ![]() | Особенности сестринского процесса в медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата |
![]() | Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы | ![]() | Ип (лежа, сидя, с опорой на спинку стула). Обязателен контроль переносимости нагрузок: допустимо учащение пульса на 12-18 ударов... |
![]() | Мдк 02. 01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Раздел: Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии» | ![]() | Й функции головного мозга необходим постоянный приток импульсов с периферии: кожи, мышц, суставов. При заболеваниям травмах цнс проведение... |