Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии»






НазваниеРоссийской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии»
страница1/7
Дата публикации11.04.2015
Размер0.63 Mb.
ТипМетодическое пособие
d.120-bal.ru > Водные виды спорта > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С

ВЫЯВЛЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АУДИОЛОГИИ И СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПОДОЗРЕНИЕМ

НА СНИЖЕНИЕ СЛУХА

Младенческий, ранний, дошкольный

и школьный возраст
Под редакцией Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко
Методическое пособие

Москва

Полиграф сервис

2002

УДК 616+376

ББК 28.9+74.3
ТАВАРТКИЛАДЗЕ ГЕОРГИЙ АБЕЛОВИЧ – д.м.н, профессор, директор Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации

ШМАТКО НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВНА – к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, с.н.с., зав. лабораторией Института коррекционной педагогики РАО

ЗАГОРЯНСКАЯ МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА – д.м.н., зам-директора по научной работе Российского научно-прак­тического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации

МИРОНОВА ЭЛЬЗА ВАСИЛЬЕВНА – к.п.н., с.н.с. Института коррекционной педагогики РАО
ПЕЛЫМСКАЯ ТАМАРА ВАЛЕРЬЕВНА – к.п.н., лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, с.н.с. Института коррекционной педагогики РАО

РУМЯНЦЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА – к.м.н., вед.н.с. Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования Министерства труда и социального развития Российской Федерации
Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко.- М.: Полиграф сервис, 2002.- 68 с.

В методических рекомендациях представлено описание методик обследования слуха, которые могут быть использованы в поликлиниках, реабилитационных центрах и образовательных учреждениях: поведенческий скрининг (с помощью звукореактотеста и методом «гороховых проб»), обследование слуха звучащими игрушками и речью. Широкое внедрение данных методик, простых, доступных практическому здравоохранению, образованию и органам социальной защиты, позволит выявлять детей с подозрением на снижение слуха с первых месяцев жизни, а также своевременно замечать появившееся снижение слуха. Раннее и своевременное выявление нарушений слуховой функции является важнейшим условием организации адекватной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям с нарушенным слухом с первых месяцев жизни.

ISBN 5-86388-055-4
ВВЕДЕНИЕ

Нарушения слуха встречаются достаточно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер: при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах III-IV степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Как правило, эти наруше­ния можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нару­шения, связанные с поражением звуковоспринимающего ап­парата - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих на­рушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппа­ратов) и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной форм туго­ухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

Даже незначительное снижение слуха, наступившее в ран­нем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой степени тугоухости и глухоте без спе­циального обучения он вообще не овладевает речью. Это про­исходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слы­шит речи окружающих и, следовательно, не может ей подра­жать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудня­ют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом его личности. При наличии раннего адекватного коррекционного воздействия эти тяжелые последствия мо­гут быть ослаблены и даже преодолены.

На формирование речи отрицательно влияют также и вре­менные нарушения слуха, препятствующие формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи.

Отрицательным фактором для общего и речевого развития ребенка является и одностороннее снижение слуха. По данным американских исследователей, 35% детей с односторонней сенсоневральной тугоухостью остаются на второй год (по сравнению с 3-5% детей с нормальным слухом).

В России создана система сурдологической и педагогичес­кой помощи детям с нарушенным слухом, начиная с первых месяцев жизни. При первом подозрении на снижение слуха у ребенка его необходимо направить на обследование в специа­лизированное медицинское учреждение – сурдологопедический кабинет (центр). Сегодня в стране работают 167 сурдоло-гопедических кабинетов (центров), которые расположены во всех республиканских, краевых, областных центрах, во мно­гих крупных городах (см. адреса в приложении 1). Обследова­ние, лечение и занятия с детьми проводятся в них бесплатно.

Для диагностики состояния слуховой функции используются современные объективные методы исследования. К ним относятся:

• регистрация отоакустической эмиссии, позволяющая заподозрить даже незначительное - на уровне 15-20 дБ - снижение слуха;

• регистрация акустического рефлекса стременной мышцы, позволяющая определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки - порог дискомфорта, что крайне важно для выбора адекватных параметров слухопротезирования;

• тимпанометрия, позволяющая оценить состояния среднего уха;

• регистрация слуховых вызванных потенциалов, в результате которой определяются электрофизиологические аналоги порогов слышимости.

В ходе обследования в сурдологопедическом центре уточ­няется состояние слуховой функции ребенка, намечаются и проводятся необходимые медицинские мероприятия (возмож­ное лечение, слухопротезирование), определяются пути специальной педагогической помощи с учетом возраста ребенка, со­стояния его слуха и речи, уровня его психофизического разви­тия, возможностей семьи.

Пристального внимания заслуживают часто болеющие дети. После перенесенных простудных заболеваниях у них раз­виваются острые средние отиты, тубоотиты, экссудативные средние отиты. Эти заболевания часто рецидивируют. В такие периоды у ребенка наступает понижение слуха, что посте­пенно способствует развитию задержки речевого, а порой и интеллектуального развития. В случае бессимптомных отитов годами может не замечаться ни само заболевание, ни пониже­ние слуха, вызванное им. В результате ребенок остается без своевременного лечения, ухудшаются условия его развития.

Положение может быть исправлено особым вниманием к детям с факторами риска по тугоухости и глухоте и часто бо­леющим детям как в поликлиниках по месту жительства, так и в дошкольных и школьных учреждениях (массовых и коррекционных). Необходимо проводить скрининговое обследование состояния слуха детей с факторами риска по тугоухости и глухоте, часто болеющих детей и детей, отстающих в развитии. При этом главное - выявлять подозрение на снижение слуха и направлять ребенка на диагностическое обследование в специализированное учреждение. Не следует опасаться гипердиагностики, т.к. важно не пропустить ребенка с нарушением слуховой функции.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ

За последние годы наметилась тенденция к росту числа больных с нарушениями слуха. Число таких больных в Рос­сийской Федерации превышает 12 млн. Особенно насторажи­вает положение с контингентом детей и подростков, среди ко­торых число больных с тугоухостью и глухотой превышает 600 тыс.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) учредила специальную программу, направленную на радикальную борь­бу с наиболее распространенными в современном мире нару­шениями, в том числе и с нарушениями слуха. Целью про­граммы является оценка перспектив в отношении помощи ли­цам, страдающим тугоухостью и глухотой, и сокращение чис­ла новых пациентов с данной патологией.

В России дети с нарушениями слуха состоят на диспансер­ном учете в региональных сурдологопедических кабинетах (Приложение 1). На каждого ребенка с нарушением слуха сле­дует заполнять анкету (Приложение 2). В настоящее время из предполагаемых 600 тыс. детей с нарушениями слуха на учете состоят около 150 тыс. Столь большая разница между пред­полагаемым числом и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет производится по обращаемости больных в специализированные кабинеты. Из-за отсутствия врачей-оториноларингологов в ряде регионов, а также из-за отсутствия настороженности педиатров, а, следовательно, и родителей в этом вопросе, дети либо вовсе не направляются к сурдологу, либо направление происходит с большим опозданием. Это подтверждается данными, полученными при анализе возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза. Анализ показал, что у подавляющей числа детей диагноз поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи с чем проведение медицинской и педагогической. реабилитации часто начинается с большим опозданием (см. приложение 3).

Ежегодно в России проводятся профилактические осмотры для выявления нарушений слуха у детей и подростков. Так, в 2001 г. из 38,4 млн. детей и подростков осмотрено 24,5 млн. При этом выявлены нарушения слуха в 59 тыс. случаев. Однако направлено для обследования в специализированные кабинеты всего 10 тыс. человек.

При анализе структуры заболеваний органа слуха, по данным регионов России, в 1991 -92 гг. преобладала сенсоневральная форма тугоухости (72,6%); кондуктивная форма тугоухости была диагностирована у 13,3% и смешанная - у 14,1% больных. В последующие годы картина изменилась за счет увеличения количества детей с кондуктивными и смешанными формами тугоухости (см. приложение 4). Так в 2001 г. среди детей, взятых на учет в специализированные кабинеты, сенсоневральная тугоухость диагностирована в 38,0%, кондуктивная – в 52,0% и смешанная – в 10,0% случаев. Эти изменения произошли не за счет уменьшения количества детей с сенсоневральной тугоухостью. Они связаны, с одной стороны, с улучшением качества диагностики экссудативного среднего отита, а с другой стороны, с поздней диагностикой и нерациональным лечением детей с острым средним отитом, что приводит нередко к развитию хронического среднего отита и стойкой тугоухости. Часто это связано с наличием аденоидов и воспалительных изменений в верхних дыхательных путях, требующих своевременного хирургического вмешательства. Кроме того, нужно отметить, что во многих регионах не проводится адекватное и рациональное лечение экссудативного среднего отита, что приводит к развитию адгезивного среднего отита и также к стойкой тугоухости. Сравнительно небольшой процент среди причин развития кондуктивной и смешанной форм тугоухости обусловлен врожденными пороками развития уха. Предотвращение и своевременное лечение кондуктивной и смешанной форм тугоухости имеет огромное социальное значение, так как даже небольшая степень кондуктивной тугоухости оказывает существенное влияние на интеллектуальное и языковое развитие ребенка. Так исследования Teele и соавторов (1990) 207 детей, наблюдавшихся от периода новорожденности до 7 лет, показали, что у детей, перенесших острый средний отит, развитие речи, а также успехи в школе были значительно хуже, чем у здоровых детей. У школьников даже слабые потери слуха могут помешать им получить полное академическое образование.

Как правило, в сурдологопедические кабинеты не берутся на учет дети с односторонними и слабыми потерями слуха. Однако эти дети составляют группу риска и требуют система­тического наблюдения. Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не является отклонением от нормы. Исследования последних лет показали, что односторонняя тугоухость ока­зывает серьезное влияние на способность ребенка к обучению, общению и поведению в классе. Bess & Tharpi (1986) установи­ли, что 35% детей с односторонней тугоухостью были второ­годниками. Аналогичные данные были получены Klee & Davis-Dansky (1986), Oyler и соавторами (1988). Таким образом, дети со слабыми потерями слуха и односторонней тугоухостью (глу­хотой) должны состоять на учете в сурдологопедических ка­бинетах и получать необходимую им коррекционную помощь.

При выяснении этиологического фактора, приведшего к развитию тугоухости и глухоты, следует учитывать все воз­можные причины. По данным регионов России, в 2001 г. у 50,2% больных причиной снижения слуха были различные факторы, влияющие на плод в анте-, интра-, нео- и перина-тальном периодах. Среди указанных причин наибольший удельный вес занимает патология беременности (токсикозы I-II половины) и инфекционные болезни матери во время бе­ременности (краснуха, грипп, вирусный гепатит, цитомегаловирус). Нужно отметить, что в последние годы в России начали проводить вакцинацию детей от краснухи и гепатита В.

Обращает на себя внимание большой процент детей с не­доношенностью, перенесших асфиксию в родах и родовую травму.

У детей с устойчивой врожденной инфекцией (краснуха, цитомегаловирус) часто нарушен клеточный иммунитет, что по­вышает предрасположенность к стойкому экссудативному оти­ту. У детей с осложненным перинатальным периодом отмеча­ется дефицит поверхностно-активного вещества (сурфактанта) и дефицит и незрелость иммунной системы, что, в свою очередь, создает их предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Сочетание этих трех факторов ведет к угнетению или нарушению мукоцилиарной функции в среднем ухе, в том числе евстахиевой трубе, что является главным патофи­зиологическим фактором, повышающим предрасположенность к развитию экссудативного среднего отита у детей.

До настоящего времени частой причиной снижения слуха является применение медикаментозных препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда, фуросемид, хинин и др.). Другой часто встречающейся цепоч­кой причинных связей, приводящих к снижению слуха, явля­ются патологические роды или недоношенность плода, раз­вивающаяся пневмония у ребенка и назначение ему антибио­тиков с ототоксическим действием. Применение указанных антибиотиков должно быть ограничено витальными (жизнен­ными) показаниями и сопровождаться адекватной перфузион-ной терапией. Нередко возникновение глухоты наблюдается у детей, перенесших эпидемический менингит, леченный анти­биотиками аминогликозидного ряда.

Таким образом, нарушения слуха поддаются профилактике, а устранение указанных причин привело бы к значительному снижению числа детей с тугоухостью и глухотой. По данным ВОЗ, в половине случаев тугоухость можно было бы предотвратить самыми простыми средствами. Эти данные приведены в таблицах.

Таблица 1

Основные причины предотвращаемой тугоухости

антенатальном (дородовом) периоде


Причина

Способ решения проблемы

Брак между близкими родственниками

Просвещение населения


Краснуха

Вакцинация

Сифилис

Антенатальное лечение, просвещение населения

Метаболические нарушения

Правильное питание

Препараты с ототоксическим действием

Избегать использования препаратов либо правильно их применять


Таблица 2
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconОптимизация ранней диагностики заболеваний предстательной железы
Федеральное Государственное Учреждение «Научно Исследовательский Институт Урологии Росмедтехнологий» Федерального Агентства по Здравоохранению...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconРоссийской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Правовые и этические основы психиатрической помощи. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconСистема коррекционной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями...
Тков, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов,...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconПравила
Фз «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Типовым Положением о специальном (коррекционном) образовательном...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconФактическое питание у лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей...
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «якутский научный центр комплексных медицинских проблем»

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconРабочая программа по учебному предмету «Живой мир»
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconИзменение структуры ночного сна при наземном моделировании межпланетного полета
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственный научный центр Российской Федерации Институт медико-биологических...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconВопросы здравоохранения и социальная защита находятся в совместном...
Круглого стола «Система оказания медицинской помощи и социальной поддержки детям и подросткам с редкими заболеваниями в Москве»

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconОказания медицинской помощи детям
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"...

Российской федерации государственное научное учреждение «центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» iconЕвропейская неделя ранней диагностики рака головы и шеи в России
В этом году Россия во второй раз будет проводить Европейскую неделю ранней диагностики рака головы и шеи

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную