Рекомендации для родителей доу д






Скачать 166.63 Kb.
НазваниеРекомендации для родителей доу д
Дата публикации10.03.2015
Размер166.63 Kb.
ТипРешение
d.120-bal.ru > Водные виды спорта > Решение



картинка 1 из 165030

Профилактика

речевых нарушений

у детей

Рекомендации для родителей

ДОУ д/с №591картинка 19 из 144176

Логопед: Панова О.С.

http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/18955870.pnghttp://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/18955870.pnghttp://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/18955870.pnghttp://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/18955870.pnghttp://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/18955870.pnghttp://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/18955870.png

Формирования полноценной личности ребенка, его гармоничное психофизического развитие и успешное обучение в школе зависит от своевременного овладения правильной речью.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Ее значимость трудно переоценить. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?картинка 12 из 273434

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Ведь всем известна простая истина, что любое нарушение легче предупредить, чем лечить!

Для профилактики речевых нарушений у детей необходимо соблюдение следующих условий:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов;

2)    забота o правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

картинка 2 из 303

Что рекомендуют специалисты?

  • Предупреждение ушибов головы.

  • Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.

  • Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.

  • Охрана артикуляционных органов:

- предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

    • - исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);

    • - предупреждение  преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

    • - своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;

    • - своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

    • - охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

    • - охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни  и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания. картинка 16 из 35573

картинка 2 из 145953

В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?

  • Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания.

  • Поощрение лепета ребенка мимикой радости.

  • Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.

  • Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.

  • Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.

  • Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

  • Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда);

  • Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.

  • Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.

  • Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

  • Речевое воспитание ребенка должно совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является трудной задачей.

  • Речь тесно связана с развитие ребенка в целом, поэтому необходимо развивать высшие психические функции (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).



А также, родители должны иметь четкое представление о нормальном развитии (онтогенезе) речи, для того чтобы адекватно оценивать речь своего ребенка!
картинка 2 из 82476

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения (“мама, дай”, “папа, иди”, “Лиле пить дать”). Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Звуки, которые правильно произносит ребенок с 1-3-х лет: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение (“Я куклу в такое красивое платье одела”; “Я стану большим сильным дядей”).

Звуки, которые правильно произносит ребенок с 3-4-х лет: т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’, ц.

К 5 годам жизни дети свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины”).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ.

Звуки, которые правильно произносит ребенок с 4-5 лет: ш, ж, ч, щ, л, л'; с 5 лет: р, р’
Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

  • К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

  • К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

  • К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

  • К 1году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

  • К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

  • К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.



Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.картинка 19 из 477205

Игры для детей от 0 до 1 года.

Основная цель – развитие понимание речи, накопление пассивного словарного запаса.
Игра "Фотограф" (от полутора месяцев)
Цель: развитие зрительной реакции слежения глазами за движущимся предметом, фиксации взора на неподвижном предмете.
Малыш лежит в кроватке, Крупную игрушку показывают ему на расстоянии 70см от глаз, убеждаются, что он ее заметил, затем медленно передвигают в разные стороны, наблюдают за зритель-ными реакциями. Добиваются, чтобы малыш следил глазами за движущейся игрушкой.

Игра "Где звенит колокольчик?"
Цель: развитие слухового сосредоточения, обучение локализации звука в пространстве.
Ребенок лежит в кроватке. Взрослый издает звук колокольчиком, добивается слуховой реакции сосредоточения, затем перемещает колокольчик в другое место и подает вторичный сигнал. Наблюдает за тем, осуществляется ли зрительный контроль за слуховым сигналом, то есть ищет ли ребенок взглядом источник звука. Таким образом подают звуковые сигналы из разных мест, включая и точку за головой ребенка, побуждая его смотреть не только перед собой, но и закидывая голову.

Игра "Кукушка" (с третьего месяца)
Цель: развитие реакции слухового сосредоточения на речевые звуки, обучение локализации речевого звука в пространстве.
Ребенок лежит в кроватке. Мать наклоняется к нему, произно-сит "ку-ку", привлекая слуховое внимание ребенка. Добившись зри-тельной реакции, то есть поворота глаз или головы ребенка в сторону звука, мать меняет местоположение и произносит вторично "ку-ку", наблюдая, ищет ли взглядом ее ребенок. Можно на время отступать от кроватки, уходя из поля зрения ребенка и появляясь затем в другом месте.

Игры для детей от 1 до 3 лет.

Основная цель – накопление и активизация словарного запаса.

Игра "Улетела птичка".

Цель: развитие глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы.
Для игры нужна игрушка-изображение какой-нибудь птички, лучше озвученная, чтобы птичка могла "петь". Взрослый прячет птичку так, чтобы ее нельзя было сразу заметить, лучше на высокое место, на шкаф или на полку, и спрашивает малыша: "Где наша птичка? Куда она улетела?" Затем вместе ищут птичку, ребенок на руках у взрослого, Когда малыш найдет птичку, взрослый изображает, как птичка слетает со своего места и прилетает к ребенку. При этом произносятся приставочные глаголы: прилетела, слетела. Далее ребенок показывает, по просьбе взрослого, как птичка поет (нажимает ей свисток), и играет с птичкой самостоятельно.

Игра "Собачка, не лай"
Цель: воспитание слухового внимания, развитие умения играть в ролевые игры, тренировка голоса.
Один ребенок - "собачка", он становится в центр круга, остальные играющие - "уточки", они водят хоровод, взрослый произносит потешку: "Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай, Утки наши белые Без того несмелые."
После этих слов "собачка" лает, а "утки" разбегаются в разные стороны.

Игра "Улитка"
Цель: воспитание слухового внимания, развитие понимания речи, умения выполнять действия по словесной инструкции.
Ребенок - улитка. Взрослый говорит текст потешки, а ребенок должен выполнять действия по ходу произнесения потешки. "Улитка-улитка, калитка закрыта. Приоткрой немножко - покажи нам рожки!"
Соответственно словам потешки, ребенок закрывает лицо двумя руками, приоткрывает немного лицо, "делает рожки" пальцами

Игра "В лесу"
Цель: воспитание слухового внимания, тренировка мышц губ, развитие силы голоса.
Взрослый водит с ребенком хоровод, приговаривает стишок: "Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Они кричали в лесу...".
Ребенок должен громко крикнуть ау! Для развития фонематического восприятия нужно играть в игры с привлечением слухового внимания, например, "Жмурки с голосом".Малышу завязывают глаза, затем отходят от него подальше и подают голос. Ребенок должен поймать играющих и узнать по голосу, кого он поймал.

Игра "Где звенит"
Цель: развитие слухового внимания на неречевой звук. Эту игру тоже проводят с завязанными глазами, только вместо голоса подают звуковой сигнал колокольчиком или погремушкой. Малыш должен пойти в том направлении, откуда слышится сигнал, поймать взрослого.картинка 5 из 125268

Игры для детей от 3 до 4 лет.

Основная цель – активизация речи.

картинка 5 из 94109


Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
Игра «Про кого я говорю»картинка 5 из 94109

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Игра «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.картинка 5 из 94109
Игра «Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.


Игры для детей от 4 до 5 лет.

Основная цель – развитие связной речи, элементов звукового анализа, грамматических умений.
Игра «Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака. Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
Игра «Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу). картинка 15 из 134128

Игра "Один и несколько"

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).
Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: "У меня есть груша, а у тебя есть груша?". Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: "У меня яблоко, а у тебя яблоки."
Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.


Игры для детей от 6 до 7 лет.

Основная цель – подготовка к обучению грамоте.

Игра «Что такое звук, слово, предложение?»картинка 12 из 6522

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить? — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба). — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522

Игра «Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».) — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).картинка 12 из 6522

Игра «Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522картинка 12 из 6522


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации для родителей доу д iconРекомендации для родителей доу д
Формирования полноценной личности ребенка, его гармоничное психофизического развитие и успешное обучение в школе зависит от своевременного...

Рекомендации для родителей доу д icon2 доу работает с 00 часов до 17. 30 часов
...

Рекомендации для родителей доу д iconПравила для родителей при посещении доу детьми в летний оздоровительный период
Воспитатель должен знать всех лиц, кому родители поручают забрать ребенка, заранее договорившись и познакомившись с ними по представлению...

Рекомендации для родителей доу д iconКонсультация для родителей детского сада. Способы улучшения здоровья ребенка
Описание: предлагаю Вашему вниманию консультацию для родителей. В ней даются рекомендации по ознакомлению родителей с правильным...

Рекомендации для родителей доу д iconАдминистрация комитет по социальной политике и культуре департамент образования (до кспк)
Российской Федерации, Уставом доу, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом «Об основных гарантиях прав...

Рекомендации для родителей доу д iconПояснительная записка стр. 3 Паспорт программы развития доу стр....
Доу представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие...

Рекомендации для родителей доу д iconКонсультация для педагогов: «Взаимодействие педагогов в процессе...
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического...

Рекомендации для родителей доу д iconМетодические рекомендации разработаны коллективом государственного...
В выпуске рассмотрены сенсорный, массажный и другие эффекты, оказываемые сухим бассейном. Авторами приведена оригинальная методика...

Рекомендации для родителей доу д iconВ доу функционирует 11 групп: 3 группы для детей от 1,5 до 3 лет,...
...

Рекомендации для родителей доу д iconРекомендации учителя-логопеда для родителей детей младшего дошкольного возраста
Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную